Катер представляет собой распространенную разновидность маломерного судна, которая может использоваться для различных целей широким кругом лиц. Как и при эксплуатации любого другого транспортного средства, при управлении катером необходимо учитывать ряд особенностей.
Основные правила использования катера
- Эксплуатации катера должна осуществляться в трезвом состоянии при знании правил эксплуатации.
- Запрещается раскачивать катер и нырять с него в воду.
- В процессе плавания нельзя подставлять борт катера параллельно надвигающимся волнам.
- В процессе движения необходимо находиться на конструктивно предусмотренных сиденьях.
Правила управления катером
- На начальном этапе эксплуатации катера необходимо опытным путем установить скоростные характеристики, свойственные для разных режимов функционирования силовой установки.
- При плавании по течению разворот нужно производить в зоне пониженного обратного течения.
- В случае присутствия бокового ветра разворот производится в направлении «на ветер».
- При приближении к берегу с мелководьем необходимо заглушить двигатель и поднять его для исключения повреждений оборудования.
- При движении по течению для подхода к причалу необходимо проплыть пристань, а затем подойти к причалу против течения.
- Для обеспечения наилучшей управляемости катером рекомендуется создавать небольшой наклон на корму.
- При приближении к другому судну необходимо придерживаться правил, аналогичных подходу к причалу (подходить против течения, придерживаться минимальной скорости, вовремя глушить двигатель).
Постановка катера на якорь
В случае остановки катера для предотвращения его смещения необходимо поставить транспортное средство на якорь. Для этого необходимо подобрать спокойное место (без сильного течения, ветра), с ровным, желательно песчаным, дном. Якорная цепь или канат должны быть достаточной длины для того, чтобы якорь «зарылся» в дно, а не волочился по нему.
Снятие катера с мели
При застревании катера на мели поочередно включается полный передний и задний ход с осуществлением перекладки руля с одного борта на другой. Такая раскачка позволит освободить катер, при этом в конце процедуры дается полный задний или передний ход (положение руля – прямо). В случае, когда данные манипуляции не принесли желаемого результата, необходимо сделать замеры глубины вокруг катера. По результатам данных измерений необходимо освобождать катер в направлении большей глубины, в том числе с использованием другого судна.